В чём особенности психологии успешного руководителя?

Если вы думаете, что руководитель — это должность, то вы правы лишь отчасти. Руководитель — это не совсем должность, это психология, образ жизни, образ мысли. Можно занять высокий пост, но не быть лидером, которого уважают, слушаются, считаются. Наличие кресла, кабинета, вывески без соответствующих личностных характеристик — просто наклейка «Мерседес» на капоте «Запорожца». Такой руководитель выглядит порой очень комично, а главное — он не может эффективно работать.

Руководитель, как психологический тип, должен отличаться, например, от «исполнителя», «специалиста», «ответственного сотрудника» самым главным — ответственностью.

Исполнитель выполняет простую задачу, сказали — сделал, его ответственность распространяется только за то действие, которое он произвёл или не произвёл. Специалист может отвечать и за технологию, и за процесс в рамках своей компетенции. С ответственного сотрудника спросят за результат в рамках его полномочий. Руководитель несёт ответственность за всё целиком и за действия подчинённых тоже.

Согласитесь, что такая позиция должна основываться на специфических личностных характеристиках, особом образе мысли, стиле жизни. Разберём некоторые особенности.

Руководитель думает масштабно, нацелен на результат, устремлён в будущее. Тот, кто долго копается в прошлых ошибках, своих или сотрудников, утрачивает позитивный настрой, когда надо идти вперёд — стоит на месте.

• Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет. В. Белинский

Устремление на результат в будущем — это одна из важнейших психологических установок эффективного руководителя. В этом контексте полезно рассмотреть тему «разбора полётов», или подведение итогов, что тоже является неотъемлемой функцией руководства.

Когда завершено большое и трудное дело, сотрудники радостно вздохнули и расслабились, а вот руководителю расслабляться рано. Не завершена последняя важная задача — провести «разбор полётов», но так, чтобы все продолжали радоваться своей работе, однако при этом услышали об ошибках, приняли к сведению, а главное, в будущем их не повторили. Привычный вариант — сказать всем спасибо, а некоторым высказать порицания — не очень эффективен. На критику в период радости люди напрягаются, протокольной благодарности не радуются. Но есть полезные общие правила подведения итогов, которые с учётом позитивного настроя на будущее, позволяют закончить работу красиво. Правило 1. Создайте сотрудникам правильную атмосферу обсуждения

Если работа была не очень успешной, то всё равно общий фон обсуждения надо сделать позитивным. Приём простой: руководитель может предложить всем присутствующим высказать несколько слов благодарности двум или трём коллегам за то, что действительно помогало работать вместе. Будет правильно, если руководитель первый поблагодарит кого-либо, только указав, за что конкретно. Отметить успех сотрудников — это ещё и настроить их на дальнейшую работу. Что поощряете, то люди стараются делать, может быть, не сразу, но к хорошему отношению привыкают и отвечают тем же. Правило 2. Говоря негативно о прошлом, предлагай решение на будущее

Часто встречающаяся ошибка руководителя — рассказывать о своих упущениях. Зачем? Какой настрой такими рассказами можно вызвать у сотрудников? Нужно перестать говорить о том, что было плохо, а сразу о том, как можно сделать лучше. Можно кратко сформулировать негативный результат, как факт, без эмоций, и сразу предложить варианты решения задачи. Правило 3. Чёткость, конкретность и ясность формулировок

Например: «Некоторые сотрудники не проявили должного умения, хотя могли бы работать лучше, а не как всегда». О чём речь? Какие сотрудники?

Если такое высказывание было озвучено, необходимо предложить говорящему человеку указать конкретных лиц и событие. Это всего лишь субъективное мнение, за которым пусть последует предложение, отвечающее на вопрос: «А как надо?».

Если прозвучало обвинение против конкретного лица, полезно ему тоже предоставить слово, поинтересоваться его видением, мнением. Задача руководителя — смягчить обвинение, переформулировать его конструктивно, найти за ним позитивное намерение говорящего. Правило 4. Завершение на позитиве

Хорошо, что мы работаем вместе, понимаем друг друга, готовы выслушать и поддержать.

Об этом руководитель должен обязательно сказать. Пусть о совместно проделанной работе останутся только тёплые чувства и позитивный настрой на будущее, ведь главные свершения ещё впереди!

Такое общение руководителя с подчинёнными формирует у них позитивное восприятие мира в общем, и своей деятельности в частности. Другими словами, установка, транслируемая сотрудникам, приучает видеть за временными трудностями желаемый результат, концентрироваться именно на нём, а не на переживаниях неудачи. На чем должен акцентировать внимание руководитель?

1. На том, что уже есть, а не на том, чего пока не хватает.

Конечно, полезно помнить — что не достигнуто, упущено, но лишь для того, чтобы проанализировать, сделать правильный вывод, а не для того, чтобы это переживать в негативе.

2. На ресурсах — всём, что помогает достигать успеха, а не на опасностях, угрозах, трудностях.

Если запустить программу переживаний неудач, дополнить её грозящими опасностями, то трудно будет увидеть хоть что-то позитивное, «свет в конце туннеля». Уже придуман термин — кризисное состояние, это когда человек верит, что за облаками солнца больше нет и никогда оно не появится. С таким настроением решать задачи некогда, их приходится переживать.

3. В фокусе внимания должны быть достоинства, а не недостатки.

Достоинства — это как твёрдые кочки на болоте, только на них можно держаться, чтобы не утонуть в зловонной субстанции недостатков. Особенно вредит нормальному рабочему процессу неумелое копание и разбор негативных особенностей личности сотрудника; это всё равно, что копать яму в болоте, смысла от этого занятия никакого, а пахнет дурно.

4. На опыте достижения успеха, а не на тяжёлом грузе неудач и поражений.

Проанализировать успех — это значит закрепить его в сознании; ещё раз мысленно пережить неудачу означает то же самое — прочно зафиксировать её в сознании.

Необходимо учитывать, что позитивное мировосприятие не очень принято в нашей культуре. Сложилось порочное представление о руководителе, хмурящем брови, надувающем щёки — изображающем строгость и крайнюю серьёзность. Так и хочется вспомнить того самого Мюнхгаузена:

• Улыбайтесь, господа. Умное лицо ещё не признак ума, все величайшие глупости на земле совершаются именно с этим выражением лица.

Только уместно не впадать в крайности, обязательно учитывать принцип адекватности воздействия позитивом.

Например, если сейчас сотрудники совсем в печальном состоянии, то будет неправильно сразу и моментально поднимать им настроение или как-то активно воздействовать, просто может получиться не совсем адекватно ситуации. Для начала, возможно, принять сигнал — коллектив нездоров. Может быть, уместно будет пообщаться с некоторыми сотрудниками отдельно, подумать, как исправить ситуацию в общем. Но в любом случае, выгоднее и практичней поддерживать стиль жизни и работы — бодрый, активный, энергичный, а те люди, которые всё время делают грустные глаза и оправдывают свои плохие результаты всемирной печалью, вызванной мировым кризисом, пусть это делают в другом месте. Вам нужны результаты дела, а не поражения, вызванные личными чувствами и переживаниями.

Позитивное отношение к жизни — это важная личностная характеристика руководителя, хотя далеко не единственная. Но без неё трудно развивать в себе нацеленность на результат и поддерживать высокий уровень эффективности работы.


19:39 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Развлечение для компаний в Подмосковье: три варианта квестов для тимбилдинга

Развлечение для компаний в Подмосковье: три варианта...

Нередко управляющий или работники фирмы при устройстве корпоратива задаются трудным вопросом, каким образом и где его провести. Естественно, никто не отменяет совместный выезд на природу или посиделки...
Вещества для роста иммунитета: пять легенд о применении бобровой струи

Вещества для роста иммунитета: пять легенд о примене...

Как и о других природных лечебных препаратах, о бобровой струе ходит много легенд. Товар весьма известен, но много данных о нем не отвечает фактам. Создают эти ошибки и неоднозначная реклама, и отзывы...
Вкусные рецепты: Торт "Яичный ликер", Торт "Панчо" (вариант), Кофе по-русски

Вкусные рецепты: Торт "Яичный ликер", Торт...

Торт "Яичный ликер"Для яичного ликера размешайте все ингредиенты до однородного состояния. Перелейте в бутылку и выдержите их неделю, чтобы ликер загустел. Для бисквитной массы размешайте яичные желтк...
Психологическая помощь: почему нужно обращаться к специалисту?

Психологическая помощь: почему нужно обращаться к сп...

Попали в тяжелую обстановку? Стараетесь понять себя и пересмотреть свою жизнь? Есть создание, что вы как будто бегаете по кругу и повседневность поглощает вас? Появились сложности в коммуникации с род...
Приход фашистов к власти. Каковы результаты их правления?

Приход фашистов к власти. Каковы результаты их правл...

Армия и правительственные органы знали о стремлении фашистов захватить власть, но противодействующих мер не предприняли. Да и глупо было этого ожидать, когда сменявшие друг друга «демократически...
Как содержать экзотическое животное в домашних условиях? Саламандра. Кормление и содержание

Как содержать экзотическое животное в домашних услов...

Ближайшая к нам, карпатская саламандра — вид исчезающий (занесён в Красную книгу). В других странах довольно распространена огненная (или пятнистая) саламандра, и потому это земноводное сей...
Популярное

В какой стране мы живём? От супермаркетов до подво

«Здравствуйте. Могу я вам чем-нибудь помочь? Можно вам предложить, посоветовать, показать, поп...

Искусственный газон. Чем он привлекателен?

Искусственный газон — отличное изобретение строительных технологий. Он является альтернат...

Аренда квартир в Екатеринбурге: 5 хороших советов

Если вы намерены снять квартиру в Екатеринбурге на длительный срок, применяйте советы из данной зам...

Как правильно ходить в турецкую баню?

Турецкие общественные бани (hamam) являются прямыми наследницами римских терм. Традиционно здесь не ...

Пробковые покрытия. Что мы о них знаем?

Пробка - это кора пробкового дуба, который появился в природе более 60 млн. лет тому назад. Его кора...

Сахарный диабет и суставная гимнастика

Суставная гимнастика – это комплекс простых упражнений которые улучшают работу сердца, нормализуют с...

Как научить ребенка выражать свои мысли?

Заставить ребенка думать, правильно формулировать свои мысли и выражать их словами невозможно. Мозг ...

О чем поведает Черноглазая Сьюзен? Об индейцах и Н

Черноглазая Сьюзен (Black-eyed-Susan) сразу расскажет, что она родом из Северной Америки. Там она ра...

Как избавиться от пыли и пылевых клещей? Операция

Считается, что в квартире площадью до 150 кв. м за год собирается около 20 кг пыли. И если собр...

Привороты: магическое сочетание силы слова и позит

Не каждый человек может сразу ответить на вопрос о том, верит ли он в магические способности целит...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный ассортимент полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.