В чём особенности психологии успешного руководителя?

Если вы думаете, что руководитель — это должность, то вы правы лишь отчасти. Руководитель — это не совсем должность, это психология, образ жизни, образ мысли. Можно занять высокий пост, но не быть лидером, которого уважают, слушаются, считаются. Наличие кресла, кабинета, вывески без соответствующих личностных характеристик — просто наклейка «Мерседес» на капоте «Запорожца». Такой руководитель выглядит порой очень комично, а главное — он не может эффективно работать.

Руководитель, как психологический тип, должен отличаться, например, от «исполнителя», «специалиста», «ответственного сотрудника» самым главным — ответственностью.

Исполнитель выполняет простую задачу, сказали — сделал, его ответственность распространяется только за то действие, которое он произвёл или не произвёл. Специалист может отвечать и за технологию, и за процесс в рамках своей компетенции. С ответственного сотрудника спросят за результат в рамках его полномочий. Руководитель несёт ответственность за всё целиком и за действия подчинённых тоже.

Согласитесь, что такая позиция должна основываться на специфических личностных характеристиках, особом образе мысли, стиле жизни. Разберём некоторые особенности.

Руководитель думает масштабно, нацелен на результат, устремлён в будущее. Тот, кто долго копается в прошлых ошибках, своих или сотрудников, утрачивает позитивный настрой, когда надо идти вперёд — стоит на месте.

• Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет. В. Белинский

Устремление на результат в будущем — это одна из важнейших психологических установок эффективного руководителя. В этом контексте полезно рассмотреть тему «разбора полётов», или подведение итогов, что тоже является неотъемлемой функцией руководства.

Когда завершено большое и трудное дело, сотрудники радостно вздохнули и расслабились, а вот руководителю расслабляться рано. Не завершена последняя важная задача — провести «разбор полётов», но так, чтобы все продолжали радоваться своей работе, однако при этом услышали об ошибках, приняли к сведению, а главное, в будущем их не повторили. Привычный вариант — сказать всем спасибо, а некоторым высказать порицания — не очень эффективен. На критику в период радости люди напрягаются, протокольной благодарности не радуются. Но есть полезные общие правила подведения итогов, которые с учётом позитивного настроя на будущее, позволяют закончить работу красиво. Правило 1. Создайте сотрудникам правильную атмосферу обсуждения

Если работа была не очень успешной, то всё равно общий фон обсуждения надо сделать позитивным. Приём простой: руководитель может предложить всем присутствующим высказать несколько слов благодарности двум или трём коллегам за то, что действительно помогало работать вместе. Будет правильно, если руководитель первый поблагодарит кого-либо, только указав, за что конкретно. Отметить успех сотрудников — это ещё и настроить их на дальнейшую работу. Что поощряете, то люди стараются делать, может быть, не сразу, но к хорошему отношению привыкают и отвечают тем же. Правило 2. Говоря негативно о прошлом, предлагай решение на будущее

Часто встречающаяся ошибка руководителя — рассказывать о своих упущениях. Зачем? Какой настрой такими рассказами можно вызвать у сотрудников? Нужно перестать говорить о том, что было плохо, а сразу о том, как можно сделать лучше. Можно кратко сформулировать негативный результат, как факт, без эмоций, и сразу предложить варианты решения задачи. Правило 3. Чёткость, конкретность и ясность формулировок

Например: «Некоторые сотрудники не проявили должного умения, хотя могли бы работать лучше, а не как всегда». О чём речь? Какие сотрудники?

Если такое высказывание было озвучено, необходимо предложить говорящему человеку указать конкретных лиц и событие. Это всего лишь субъективное мнение, за которым пусть последует предложение, отвечающее на вопрос: «А как надо?».

Если прозвучало обвинение против конкретного лица, полезно ему тоже предоставить слово, поинтересоваться его видением, мнением. Задача руководителя — смягчить обвинение, переформулировать его конструктивно, найти за ним позитивное намерение говорящего. Правило 4. Завершение на позитиве

Хорошо, что мы работаем вместе, понимаем друг друга, готовы выслушать и поддержать.

Об этом руководитель должен обязательно сказать. Пусть о совместно проделанной работе останутся только тёплые чувства и позитивный настрой на будущее, ведь главные свершения ещё впереди!

Такое общение руководителя с подчинёнными формирует у них позитивное восприятие мира в общем, и своей деятельности в частности. Другими словами, установка, транслируемая сотрудникам, приучает видеть за временными трудностями желаемый результат, концентрироваться именно на нём, а не на переживаниях неудачи. На чем должен акцентировать внимание руководитель?

1. На том, что уже есть, а не на том, чего пока не хватает.

Конечно, полезно помнить — что не достигнуто, упущено, но лишь для того, чтобы проанализировать, сделать правильный вывод, а не для того, чтобы это переживать в негативе.

2. На ресурсах — всём, что помогает достигать успеха, а не на опасностях, угрозах, трудностях.

Если запустить программу переживаний неудач, дополнить её грозящими опасностями, то трудно будет увидеть хоть что-то позитивное, «свет в конце туннеля». Уже придуман термин — кризисное состояние, это когда человек верит, что за облаками солнца больше нет и никогда оно не появится. С таким настроением решать задачи некогда, их приходится переживать.

3. В фокусе внимания должны быть достоинства, а не недостатки.

Достоинства — это как твёрдые кочки на болоте, только на них можно держаться, чтобы не утонуть в зловонной субстанции недостатков. Особенно вредит нормальному рабочему процессу неумелое копание и разбор негативных особенностей личности сотрудника; это всё равно, что копать яму в болоте, смысла от этого занятия никакого, а пахнет дурно.

4. На опыте достижения успеха, а не на тяжёлом грузе неудач и поражений.

Проанализировать успех — это значит закрепить его в сознании; ещё раз мысленно пережить неудачу означает то же самое — прочно зафиксировать её в сознании.

Необходимо учитывать, что позитивное мировосприятие не очень принято в нашей культуре. Сложилось порочное представление о руководителе, хмурящем брови, надувающем щёки — изображающем строгость и крайнюю серьёзность. Так и хочется вспомнить того самого Мюнхгаузена:

• Улыбайтесь, господа. Умное лицо ещё не признак ума, все величайшие глупости на земле совершаются именно с этим выражением лица.

Только уместно не впадать в крайности, обязательно учитывать принцип адекватности воздействия позитивом.

Например, если сейчас сотрудники совсем в печальном состоянии, то будет неправильно сразу и моментально поднимать им настроение или как-то активно воздействовать, просто может получиться не совсем адекватно ситуации. Для начала, возможно, принять сигнал — коллектив нездоров. Может быть, уместно будет пообщаться с некоторыми сотрудниками отдельно, подумать, как исправить ситуацию в общем. Но в любом случае, выгоднее и практичней поддерживать стиль жизни и работы — бодрый, активный, энергичный, а те люди, которые всё время делают грустные глаза и оправдывают свои плохие результаты всемирной печалью, вызванной мировым кризисом, пусть это делают в другом месте. Вам нужны результаты дела, а не поражения, вызванные личными чувствами и переживаниями.

Позитивное отношение к жизни — это важная личностная характеристика руководителя, хотя далеко не единственная. Но без неё трудно развивать в себе нацеленность на результат и поддерживать высокий уровень эффективности работы.


19:39 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Праздник весеннего равноденствия. Как завести свои биологические часы?

Праздник весеннего равноденствия. Как завести свои б...

День весеннего равноденствия — великий праздник нашей планеты. В этот день лучи Солнца одинаково, ровно наполовину, освещают оба полушария Земли. День и ночь 20−21 марта становя...
Международный День Яйца. Что общего между..?

Международный День Яйца. Что общего между..?

«Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое». Вот ведь какая досада была для старика и старухи… Хорошо, что потом умная курочка снесла им яичко не золотое, а простое. Потому что...
Измена любящей жены. Часть 3: Переломный момент

Измена любящей жены. Часть 3: Переломный момент

Пока она ехала на работу, ей казалось, что все знают, о том, что у нее под юбочкой ничего нет, и даже видят это Это было очень волнительное ощущение, и на работу Маша приехала с уже изрядно текущей ды...
Очистка воды гипохлоритом натрия.

Очистка воды гипохлоритом натрия.

Гипохлорит натрия (NaClO) производят методом хлорирования водного раствора едкого натра (NaOH) газообразным хлором или электролизом раствора хлористого натрия.Гипохлорит натрия выпускается промышленно...
Как учат английский «естественным способом»? Часть 2

Как учат английский «естественным способом»? Часть 2

Если вы слышите и понимаете, то можете уже накапливать какой-то опыт — запоминать часто встречающиеся конструкции, а затем употреблять их в своей речи. Так запоминаются в родном языке сленг...
Что же такое стереотип и с чем его

Что же такое стереотип и с чем его "едят"?

В современном обществе есть много определений данного понятия. А к каждому определению прилагается направления научных школ. Но мы рассмотрим для всех доступное понятие. Стереотип - это устоявшееся от...
Может заинтересовать

Цветок, подаренный со смыслом. Что вам хотели сказ

В XIX веке была популярна салонная игра под названием «Флирт цветов». Играющие, обменива...

Куда исчезнет Бангкок?

На Восток принято ехать за поиском себя, смысла жизни, новых впечатлений. Испытать трудности, открыт...

Что известно о грядущей экранизации «Хоббита»? Тол

Не успел отгреметь третий фильм фэнтезийного эпоса «Властелин колец» (далее —...

Откуда пошли ругательства «пошляк», «негодяй», «чм

Пошляк «Пошлость» — слово исконно русское, которое коренится в глаголе &laqu...

Почему вес не уходит? Причины, о которых умалчивае

На какие только ухищрения мы не идем, чтобы сбросить лишние килограммы! Новомодные диеты, сложносочи...

Как повысить сопротивляемость организма простудам

С наступлением холодов количество простудных и инфекционных заболеваний стремительно увеличивается. ...

Сборка компьютера: какие критические ошибки допуск

Сказать, что собрать компьютер легко, нельзя. Так же, как и сказать, что собрать компьютер слож...

Какие пдд билеты, будут на экзамене в ГАИ в 2017 г

Многие начинающие автолюбители задаются вопросом, какие пдд билеты, будут на экзамене в ГАИ в 2017 ...

Наилучший способ предсказать будущее

«Наилучший способ предсказать свое будущее – это создать его» А. Линкольн Если я спрошу Вас...

Как учат английский «естественным способом»? Часть

Если вы слышите и понимаете, то можете уже накапливать какой-то опыт — запоминать часто в...



О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный ассортимент полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.