Лингвистические основы аудио-визуального структурно-глобального метода

Л.И. Падчина,
старший преподаватель кафедры иностранных языков Академии ФСИН России

Проблема обучения иноязычной устной речи относится к числу наиболее сложных. Поэтому совершенно естественно, что среди появившихся методов обучения иностранным языкам особое внимание привлек к себе аудио-визуальный метод (сокращенно АВМ), основанный на комплексном применении технических средств, обеспечивающих зрительно-слуховой синтез при обучении иностранным языкам, что значительно интенсифицирует учебный процесс.
В педагогической литературе нашей страны аудио-визуальный метод оценивается как весьма эффективное средство в обучении речи на иностранном языке на начальном этапе или как ускоренный метод обучения иностранному языку.
АВМ зародился во Франции как ответ на призыв ЮНЕСКО к великим державам, в том числе и к Франции, сделать все возможное, чтобы облегчить распространение французского языка как иностранного во всем мире.
Во Франции необходимость в эффективном методе обучения французскому языку как иностранному особенно резко дала знать о себе тогда, когда бывшие французские колонии в Африке, получив независимость, оставили пока еще французский язык своим государственным языком; и связи с этим организация по обмену техническими специалистами с заграницей, чтобы облегчить приезд стажеров технических специальностей во Францию, поддержала предложение ЮНЕСКО о разработке эффективного метода преподавания французского языка как иностранного. Французским правительством были ассигнованы специальные средства и создан ряд центров и групп прикладной лингвистики. Одним из наиболее значительных центров прикладной лингвистики является Научно-исследовательский Центр по изучению и распространению французского языка (КРЕДИФ) при Высшей педагогической школе в Сен-Клу. В КРЕДИФ вошли лингвисты, психологи, методисты и преподаватели-практики. Этот Центр, используя современные методы исследования, создал курс интенсивного обучения французскому языку «Voix et images de France». КРЕДИФ разработал систему обучения, которая стала затем известной под названием аудио-визуального структурно-глобального метода. Метод предполагает, что весь языковой материал воспринимается учащимися первоначально только на слух, а его значение раскрывается с помощью зрительной наглядности. Как известно, любой метод обучения, при котором учащихся побуждают смотреть, слушать или наблюдать, опирается на зрительно-слуховое восприятие. Новое в аудио-визуальном методе заключается в той важной роли, которую он отводит применению современных технических средств. Причем этот метод использует современные технические средства не как подсобные, а как основные средства, которые дают возможность обходиться без традиционных приемов обучения иностранным языкам.
Применение технических средств позволяет наиболее полно осуществлять дидактические принципы слуховой и зрительной наглядности и таким образом повысить эффективность обучения. Применение средств звукозаписи и звуковоспроизведения позволяет перевести многие виды работы по языку из сферы письменной речи в сферу речи устной, что особенно важно при самостоятельной работе учащихся над развитием и автоматизацией речевых навыков и умений; чрезвычайно важным является также тот факт, что технические средства позволяют значительно интенсифицировать аудиторную и самостоятельную работу студентов по языку и являются важным средст-вом восполнения отсутствующей языковой среды.
В настоящее время вопрос об использовании в учебном процессе тех-нических средств, вообще, и звуковой техники, в частности, уже фактически никем не оспаривается. Всем понятно, что правильное и умелое использование учебной техники должно стать неотъемлемым компонентом обучения практическому владению иностранным языком, особенно в сфере устного общения. Этим объясняется создание методических систем, широко использующих разнообразные вспомогательные технические средства.
Аудио-визуальный метод, разработанный КРЕДИФом, называют также методом КРЕДИФ или методом Сен-Клу, а также методом VIF, соответственно названию учебника для преподавателя, обучающего по этому методу.
Метод назван структурно-глобальным, ибо весь языковой материал, как лексико-грамматический, так и фонетический, вводится в структурах. Эти структуры должны восприниматься учащимися глобально, то есть целиком, без какого-либо расчленения.
Практическая целевая установка АВМ – научить иностранца в корот-кие сроки (250–300 часов занятий в аудитории) владению французской разговорной речью в пределах ограниченной тематики и строго отобранного словаря.
Узко практические цели (обучение иностранному языку как средству общения в бытовых условиях) дополняются ознакомлением учащихся со страной изучаемого языка.
Точно устанавливаются границы обучения. Так, например, для французского языка эти границы определяются лексическим и грамматическим минимумом, включенным в книгу «Le Français fondamental».
Определен контингент – население Африки, родной язык которого чаще всего не знает преподаватель, или многонациональная аудитория, не имеющая языка-посредника; разработан целый комплекс методических приемов и видов работы, а также пособия, необходимые для осуществления намеченной цели.
АВМ получил широкое распространение как в самой Франции, так и за ее пределами, в частности в США, Англии, Канаде, Турции, Польше, Норвегии и многих других странах.
Как интенсивный краткосрочный курс АВМ применяется, главным образом, при обучении иностранным языкам взрослых.
АМВ вызвал большой интерес среди лингвистов и методистов России.
В своих лингвистических обоснованиях авторы АВМ исходят из структуральных направлений в лингвистике, в частности, из концепции Ф. де Соссюра, положившего начало строгому анализу и описанию структуры живых языков, что, как известно, и составило характерную черту языкознания.
Ф. де Соссюр считал, что реальными языковыми единицами являются не звуки, не письменные знаки и значения, а представленные звуками, знаками или значениями элементы соотношений. Именно эти соотношения и составляют систему языка, и именно эта внутренняя система является характерной для данного языка в отличие от других языков, в то время как проявление языка в звуках, письменных знаках или значениях остается безразличным для самой системы языка и может изменяться без всякого ущерба для системы.
Создатели АВМ опираются на положение Ф. де Соссюра о двух лин-гвистиках: о синхронической лингвистике и лингвистике диахронической. Полагая, что «единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя», Ф. де Соссюр противопоставляет, как известно, внешнюю (диахроническую лингвистику внутренней (синхронической). Для говорящего субъекта последовательность фактов языка во времени не существует: он перед лицом «состояния». Поэтому и лингвист, желающий понять это состояние, должен пренебречь диахронией.
Только синхронический аспект языка интересует ученых и педагогов КРЕДИФа, которые полагают, что для изучающих иностранный язык с практической целью, необходимо отобрать материал, отражающий все особенности речи, свойственные устному общению данного языкового коллектива на современном этапе.
Опираясь на учение Ф. де Соссюра о приоритете устной коммуникации, ученые КРЕДИФа разрабатывают аудиовизуальный метод с учетом специфики устной речи, придавая первостепенное значение просодическим элементам (ритму и интонации) и глобальному восприятию структур. Они утверждают, что знание системы иностранного языка само по себе не обеспечивает умения говорить на этом языке, для этого необходимо знать нормы применения этой системы в зависимости от ситуации и контекста. Именно речевая ситуация нацеливает авторов АВМ на поиски глобальных формул, соответствующих конкретным условиям и задачам языкового общения.
Следующее положение, которым руководствуются авторы АВМ – это единство звукового образа языка. Здесь имеется в виду следующее: звуки языка, образующие смысловое единство, записанные на пленку с нормальной интонацией и ритмом, усваиваются учащимся без какого бы то ни было противопоставления звукам родного языка.
АВМ, в основе которого лежит использование структур, имеет своей задачей подвести учащихся к тому, чтобы они быстро составляли предложения, не прибегая к посредничеству родного языка и правилам нормативной грамматики. Этот метод исходит из того, что:
1) слово живет только в предложении и благодаря предложению;
2) предложение запоминается тем легче, чем в нем больше элемен-тов, общих с элементами других уже усвоенных предложений.

Л.И. Падчина, старший преподаватель кафедры иностранных языков Академии ФСИН России

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 01:52 15.12.2016 Trendinfonow.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Роль полиграфии в современном мире

Роль полиграфии в современном мире


В наш век бурного развития цифровых технологий и усовершенствования процессов распространения визуальной информации встает вопрос об актуальности печатной продукции и ее эффективности. Возможно в буду...


Как научить ребенка выражать свои мысли?

Как научить ребенка выражать свои мысли?


Заставить ребенка думать, правильно формулировать свои мысли и выражать их словами невозможно. Мозг развивается, только решая поставленные перед ним задачи, обыгрывая жизненные ситуации. Мы можем пода...


Интим досуг в CITY_P

Интим досуг в CITY_P


Секс – это естественная потребность каждого взрослого человека. Практически каждому мужчине секс необходим больше, чем женщине. Очень часто в парах возникают конфликты касательно сексуальных отношений...


Льняное масло. Есть повод – споём дифирамбы?

Льняное масло. Есть повод – споём дифирамбы?


Не так давно я рассказывал о том, как можно приготовить шопский салат. В Болгарии не всегда делают к этому салату заправку. Дело в том, что для него она не является обязательным компонентом. Свежие ов...


Развлечение для компаний в Подмосковье: три варианта квестов для тимбилдинга

Развлечение для компаний в Подмосковье: три в...


Нередко управляющий или работники фирмы при устройстве корпоратива задаются трудным вопросом, каким образом и где его провести. Естественно, никто не отменяет совместный выезд на природу или посиделки...


Применение настойки эхинацеи

Применение настойки эхинацеи


Издавна врачеватели считали, что в человеческом организме спрятаны огромные целительные резервы. Необходимо лишь знать, как правильно их стимулировать. Слаженная и эффективная работа иммунной системы ...


Стоит прочесть

Мобильный телефон Nokia 6300

Nokia 6300 - еще одна новинка среди линейки имиджевых аппаратов данного популярного производителя мобильных телефонов. На что же способен этот тонкий, привлекательный и органичный телефон?Рассмотрим д...

Сады Китая - история, философия или искусство?

Садово-парковая культура Китая берет свое начало из глубины веков. Знатоки считают, что знакомство с китайскими садами следует начинать с китайской литературы. Действительно, названия павильонов цитир...

Доступно о продвижении сайта в интернете, часть вт

В первой части я рассказала о том, как важно составление семантического ядра сайта на самом начальном этапе его создания. Подчеркиваю, что это целесообразно делать еще до того, как заказать тексты для...

Что готовят армяне к новогоднему столу?

Новый год — любимый праздник в Армении с незапамятных времен, независимо от того, когда его праздновали: в начале августа (Навасард) или 1-го января, как сейчас. За последние десятилетия по...

Недвижимость Темрюк – самое оптимальное капиталовл

Иметь любую недвижимость на побережье моря, всегда являлось явным признаком какой-то роскоши а также статуса непосредственно его владельца. Приобрести недвижимость на берегу Азовского моря, на данный ...

Домашние питомцы

С давних времен человек общается с животными. Еще издавна были приручены собаки и кошки. И по сей день мы нуждаемся в них. Животных, которые обитают рядом с человеком, принято называть домашними питом...

«Лисистрата». Как женщины остановили войну?

«Мир без женщины — ничто» — мудрость, которую воспевали поэты, художники и драматурги во все эпохи. Одним из первых эту истину высказал в своей пьесе-сказке греческий...

Дизайны интерьеров в Москве

Оригинальная квартира, нестандартные решения организации помещений, индивидуальный дизайн интерьера и функциональность – основа комфортного проживания. За последние десятилетия, прошедшие после того, ...

Работающие советы хозяйкам: как правильно ухаживат

Диван или кресло вполне могут сохранять форму, стойкость конструкции и оттенок обивки десятки лет. Важно как нужно ухаживать за подобными изделиями. Используйте нижеуказанные советы хозяйкам, и любима...

Нужно ли учиться работе на ПК?

Высокоразвитые персональные пк требуют некоторого ухода и, однозначно, огромного количества навыков, хотя бы на базовом уровне. Компьютеры в теперешней жизни любого человека становятся не только лучши...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный ассортимент полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.