Лингвистические основы аудио-визуального структурно-глобального метода

Л.И. Падчина,
старший преподаватель кафедры иностранных языков Академии ФСИН России

Проблема обучения иноязычной устной речи относится к числу наиболее сложных. Поэтому совершенно естественно, что среди появившихся методов обучения иностранным языкам особое внимание привлек к себе аудио-визуальный метод (сокращенно АВМ), основанный на комплексном применении технических средств, обеспечивающих зрительно-слуховой синтез при обучении иностранным языкам, что значительно интенсифицирует учебный процесс.
В педагогической литературе нашей страны аудио-визуальный метод оценивается как весьма эффективное средство в обучении речи на иностранном языке на начальном этапе или как ускоренный метод обучения иностранному языку.
АВМ зародился во Франции как ответ на призыв ЮНЕСКО к великим державам, в том числе и к Франции, сделать все возможное, чтобы облегчить распространение французского языка как иностранного во всем мире.
Во Франции необходимость в эффективном методе обучения французскому языку как иностранному особенно резко дала знать о себе тогда, когда бывшие французские колонии в Африке, получив независимость, оставили пока еще французский язык своим государственным языком; и связи с этим организация по обмену техническими специалистами с заграницей, чтобы облегчить приезд стажеров технических специальностей во Францию, поддержала предложение ЮНЕСКО о разработке эффективного метода преподавания французского языка как иностранного. Французским правительством были ассигнованы специальные средства и создан ряд центров и групп прикладной лингвистики. Одним из наиболее значительных центров прикладной лингвистики является Научно-исследовательский Центр по изучению и распространению французского языка (КРЕДИФ) при Высшей педагогической школе в Сен-Клу. В КРЕДИФ вошли лингвисты, психологи, методисты и преподаватели-практики. Этот Центр, используя современные методы исследования, создал курс интенсивного обучения французскому языку «Voix et images de France». КРЕДИФ разработал систему обучения, которая стала затем известной под названием аудио-визуального структурно-глобального метода. Метод предполагает, что весь языковой материал воспринимается учащимися первоначально только на слух, а его значение раскрывается с помощью зрительной наглядности. Как известно, любой метод обучения, при котором учащихся побуждают смотреть, слушать или наблюдать, опирается на зрительно-слуховое восприятие. Новое в аудио-визуальном методе заключается в той важной роли, которую он отводит применению современных технических средств. Причем этот метод использует современные технические средства не как подсобные, а как основные средства, которые дают возможность обходиться без традиционных приемов обучения иностранным языкам.
Применение технических средств позволяет наиболее полно осуществлять дидактические принципы слуховой и зрительной наглядности и таким образом повысить эффективность обучения. Применение средств звукозаписи и звуковоспроизведения позволяет перевести многие виды работы по языку из сферы письменной речи в сферу речи устной, что особенно важно при самостоятельной работе учащихся над развитием и автоматизацией речевых навыков и умений; чрезвычайно важным является также тот факт, что технические средства позволяют значительно интенсифицировать аудиторную и самостоятельную работу студентов по языку и являются важным средст-вом восполнения отсутствующей языковой среды.
В настоящее время вопрос об использовании в учебном процессе тех-нических средств, вообще, и звуковой техники, в частности, уже фактически никем не оспаривается. Всем понятно, что правильное и умелое использование учебной техники должно стать неотъемлемым компонентом обучения практическому владению иностранным языком, особенно в сфере устного общения. Этим объясняется создание методических систем, широко использующих разнообразные вспомогательные технические средства.
Аудио-визуальный метод, разработанный КРЕДИФом, называют также методом КРЕДИФ или методом Сен-Клу, а также методом VIF, соответственно названию учебника для преподавателя, обучающего по этому методу.
Метод назван структурно-глобальным, ибо весь языковой материал, как лексико-грамматический, так и фонетический, вводится в структурах. Эти структуры должны восприниматься учащимися глобально, то есть целиком, без какого-либо расчленения.
Практическая целевая установка АВМ – научить иностранца в корот-кие сроки (250–300 часов занятий в аудитории) владению французской разговорной речью в пределах ограниченной тематики и строго отобранного словаря.
Узко практические цели (обучение иностранному языку как средству общения в бытовых условиях) дополняются ознакомлением учащихся со страной изучаемого языка.
Точно устанавливаются границы обучения. Так, например, для французского языка эти границы определяются лексическим и грамматическим минимумом, включенным в книгу «Le Français fondamental».
Определен контингент – население Африки, родной язык которого чаще всего не знает преподаватель, или многонациональная аудитория, не имеющая языка-посредника; разработан целый комплекс методических приемов и видов работы, а также пособия, необходимые для осуществления намеченной цели.
АВМ получил широкое распространение как в самой Франции, так и за ее пределами, в частности в США, Англии, Канаде, Турции, Польше, Норвегии и многих других странах.
Как интенсивный краткосрочный курс АВМ применяется, главным образом, при обучении иностранным языкам взрослых.
АМВ вызвал большой интерес среди лингвистов и методистов России.
В своих лингвистических обоснованиях авторы АВМ исходят из структуральных направлений в лингвистике, в частности, из концепции Ф. де Соссюра, положившего начало строгому анализу и описанию структуры живых языков, что, как известно, и составило характерную черту языкознания.
Ф. де Соссюр считал, что реальными языковыми единицами являются не звуки, не письменные знаки и значения, а представленные звуками, знаками или значениями элементы соотношений. Именно эти соотношения и составляют систему языка, и именно эта внутренняя система является характерной для данного языка в отличие от других языков, в то время как проявление языка в звуках, письменных знаках или значениях остается безразличным для самой системы языка и может изменяться без всякого ущерба для системы.
Создатели АВМ опираются на положение Ф. де Соссюра о двух лин-гвистиках: о синхронической лингвистике и лингвистике диахронической. Полагая, что «единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя», Ф. де Соссюр противопоставляет, как известно, внешнюю (диахроническую лингвистику внутренней (синхронической). Для говорящего субъекта последовательность фактов языка во времени не существует: он перед лицом «состояния». Поэтому и лингвист, желающий понять это состояние, должен пренебречь диахронией.
Только синхронический аспект языка интересует ученых и педагогов КРЕДИФа, которые полагают, что для изучающих иностранный язык с практической целью, необходимо отобрать материал, отражающий все особенности речи, свойственные устному общению данного языкового коллектива на современном этапе.
Опираясь на учение Ф. де Соссюра о приоритете устной коммуникации, ученые КРЕДИФа разрабатывают аудиовизуальный метод с учетом специфики устной речи, придавая первостепенное значение просодическим элементам (ритму и интонации) и глобальному восприятию структур. Они утверждают, что знание системы иностранного языка само по себе не обеспечивает умения говорить на этом языке, для этого необходимо знать нормы применения этой системы в зависимости от ситуации и контекста. Именно речевая ситуация нацеливает авторов АВМ на поиски глобальных формул, соответствующих конкретным условиям и задачам языкового общения.
Следующее положение, которым руководствуются авторы АВМ – это единство звукового образа языка. Здесь имеется в виду следующее: звуки языка, образующие смысловое единство, записанные на пленку с нормальной интонацией и ритмом, усваиваются учащимся без какого бы то ни было противопоставления звукам родного языка.
АВМ, в основе которого лежит использование структур, имеет своей задачей подвести учащихся к тому, чтобы они быстро составляли предложения, не прибегая к посредничеству родного языка и правилам нормативной грамматики. Этот метод исходит из того, что:
1) слово живет только в предложении и благодаря предложению;
2) предложение запоминается тем легче, чем в нем больше элемен-тов, общих с элементами других уже усвоенных предложений.

Л.И. Падчина, старший преподаватель кафедры иностранных языков Академии ФСИН России

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 01:52 15.12.2016 Trendinfonow.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Можно ли создать мифологию на основе лингвистики?

Можно ли создать мифологию на основе лингвист...


Для меня, наверное, самой удивительной новостью в истории «Властелина Колец» было то, что, создавая свой сказочный мир, автор отталкивался в первую очередь не от мифологии, а от… яз...


Безопасная передача файлов по протоколу SSH

Безопасная передача файлов по протоколу SSH


Secure Shell поддерживает не только терминальные сессии, но и передачу файлов. SCP очень похожа на обычную команду CP. Различие в том, что источник или получатель должен содержать имя хоста, например:...


Вкусные рецепты: Закуска из творога, салат "Экзотик", Малышки в тесте

Вкусные рецепты: Закуска из творога, салат &q...


Закуска из творогаТворог хорошо растереть. Сыр натереть на мелкой тёрке. Сладкий перец очень мелко порезать, часть оставить для украшения. Смешать творог с сыром, сладкимперцем и сметаной. Посолить, п...


Характеристики древесины из клена

Характеристики древесины из клена


Клен или Acer – род деревьев и кустарников семейства кленовых Aceraceae. Произрастает в Северной и Центральной Америке, Евразии, Северной Африке и насчитывает порядка 150 видов. Как правило, растут кл...


Вкусные рецепты: Пирожок-булочка., Гренки бородинские с огуречным дипом, Торт "Ананасовая мечта"

Вкусные рецепты: Пирожок-булочка., Гренки бор...


Пирожок-булочка.1.ОПАРА: 2. В миску чуть-чуть муки,сахара и все дрожжи,помешать- сделать редкое,поставить в тёплое место. 3. Подогреть 500гр.молока и влить подходившее тесто,всё перемешать и положить ...


Что такое вязаный мех?

Что такое вязаный мех?


Когда произносишь слово «мех», сразу напрашиваются два эпитета — натуральный и искусственный. Мех натуральный — это шкурки кролика, песца, лисы, норки, енота, бобра; ...


Интересное

Вкусные рецепты: Яблоки в кляре, Горячие крабовые

Яблоки в кляреЯблоки очистить от кожуры и семян, нарезать кружочками толщиной 1 см. Посыпать частью сахара, смешанного с корицей, полить ромом (или коньяком)и дать постоять 30 мин. Для кляра просеянну...

Водоём на даче. На что способен старый таз?

«Потому что без воды и ни туды, и ни сюды» — поет известный персонаж не менее известной кинокомедии. Для дачника утверждение бесспорное. Но в статье речь пойдет не о выживании, ...

От хаоса к порядку

Прежде чем двигаться дальше, наведем порядок с существующей информацией. Информация сама по себе не имеет значения до тех пор, пока мы не начинаем ее использовать. Но если не навести в ней порядок, т...

Как работают промальпинисты в США? Фоторепортаж с

Недавно на наш трейлер вестимо из леса рухнуло подгнившее с комля, но крепкое и тяжёлое выше дерево. Я мониторил его раньше и надеялся, что в случае чего он упадёт в развилку между двумя деревьями. Н...

Привороты: магическое сочетание силы слова и позит

Не каждый человек может сразу ответить на вопрос о том, верит ли он в магические способности целителей. Однако реальность такова, что практически любой из нас хотя бы раз в жизни, пусть даже просто ...

Современное строительство: роль бетононасосов

Эта техника предназначена для быстрой подачи бетона, его заливки в труднодоступные места. Стационарный бетононасос зачастую применяют при строительстве высотных домов, во время прокладки тоннелей и во...

До выставки Iran agro 2011 остается 2 месяца

18-я Международная выставка продуктов, технологий, оборудования для пищевой и сельскохозяйственной промышленности Iran agro 2011 пройдет одновременно с выставками iran food+hospitality и iran foo...

Линии и формы в дизайне интерьера

Во многом это зависит от того, насколько удачно дизайн интерьера Санкт-Петербург использует линии и формы, один из главных инструментовдля создания гармонии в обстановке. Горизонтальные линии психолог...

Глуп ли волк в реальности, как в сказках?

Если верить сказкам, то в лесу над волком не издевается только ленивый. Хитрая лиса помыкает волком, как хочет: то заставит его хвост в лед вморозить, то ездит на нем верхом, то подставит его под расп...

«Паранормальное явление 2»: в каком месте нужно пу

По отношению к продолжению нашумевшего хита 2009 года «Паранормальное явление» Орена Пели я с самого начала проявлял здоровый скепсис и недоверие. Смущал не только тот факт, что представит...

О портале:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя обширный ассортимент полезных и интересных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь найти актуальную информацию стало легко.

Мы подобрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Теперь, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.